Инновационные формы работы и стационарозамещающие технологии в учреждении
Арт-педагогика
Арт-педагогика - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства.
Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики.
Воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: изучение основ театрального искусства, развитие навыков исполнительской деятельности, развитие речи и ритмопластической выразительности, которые помогают воспитанникам самосовершенствоваться, удовлетворяют их интересы и потребности. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
Театральное искусство - замечательная среда для раскрытия и роста творческого потенциала детей, обогащения его внутреннего мира, а также становления его как личности. Через знакомство и приобщение детей к театральному искусству обеспечивается совершенствование процесса развития и осуществляется подъем духовно-нравственной культуры обучающихся.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций, при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается интуиция, смекалка и сообразительность. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Через комплекс ритмопластических занятий происходит физическое развитие. То есть программа позволяет решать не только учебно-воспитательные, но и коррекционные и здоровьесберегающие задачи.
Игровые технологии
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность воспитанников должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с дошкольниками и младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории воспитанников.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования воспитанников к познанию новых знаний.
Одной из эффективных практик формирования навыков грамматически правильной речи у воспитанников является дидактическая игра и игровые упражнения. Использование дидактических игр и игровых упражнений по развитию речи дает возможность грамотно строить свою речь, исключать грамматические ошибки, сформировать общение со сверстниками, что и определяет данного направления работы.
Цель: способствовать созданию педагогических условий для развития речи детей, формированию грамматически правильной речи посредством использования дидактических игр:
«Один много», «Магазин», «У зайки день рождения», «Чего не стало», «Желание», «Угадай дерево по листочку», «Закончи предложение», «Кто кого обогнал», Драматизация сказки «Человек и животные», «Кто что делает», «Что я вижу», «Теремок», «Я начну, а ты закончи», «Где Петрушка?», «Где мишка искал свой мяч» и др.
Гарденотерапия
Гарденотерапия (садовая терапия) – это одно из направлений в социальной, трудовой, педагогической реабилитации и адаптации при помощи привлечения детей к работе с растениями.
Цель: улучшить и стабилизировать эмоционально-волевую сферу несовершеннолетних через общение с живой природой; сформировать у детей элементарные трудовые навыки и умения в работе с растениями.
Способствует развитию трудолюбия, внимания, наблюдательности, интереса к окружающему миру, живой природе, экологии.
Гарденотерапия включает в себя следующие формы работы:
уход за комнатными растениями (полив, пересадка, рыхление почвы);
работа с семенами растений (петрушка, лук, укроп и др.) посадка, наблюдение, уход;
работа на клумбе, посадка семян цветов (уход, обработка земли и др.).
Коллективная творческая деятельность
Большое значение для формирования детского коллектива, развития индивидуальности детей, их самостоятельности, инициативности и творческих способностей имеют коллективные творческие дела.
Организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов, способствует сплочению коллектива, выявлению творческих способностей, развитию интеллектуальных способностей, создание доброжелательной атмосферы, обучение взаимодействию в обществе и т.д.
Коллективная творческая деятельность - это эффективный метод воспитания, обучения и развития воспитанников, основанный на позитивной деятельной активности, коллективном творчестве и положительных эмоциях.
По средствам досуговой деятельности одной из форм организации свободного времени воспитательно внеурочной деятельности, которая помогает удовлетворить потребности детей в неформальном общении, а именно:
- организация выставок детских рисунков, поделок, творческих работ, стенгазет, говорящих стен;
- проведение тематических информационных часов, игр-путешествий, квестов, познавательных уроков, викторин и др. с использованием информационно компьютерных технологий;
- экскурсии в кино, музей, библиотеки, театральные представления, концерты;
- участие в художественной самодеятельности и др.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии в приюте - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного воспитательного процесса - сохранения, поддержания и обогащения здоровья.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление их здоровья.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей ребенку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Здоровьесберегающие технологии в приюте - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинской сестры, педагога-психолога, социального педагога, воспитателей, других специалистов:
- организация рационального питания, витаминизация и йодопрофилактика;
- наблюдение за состоянием здоровья, медицинский осмотр специалистами поликлиники, лечение при необходимости;
- медико-профилактическая работа с детьми и родителями (консультации, беседы по вопросам здоровьесбережения);
- соблюдение требований СанПиНа;
- приобщение к физической культуре (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные праздники, проведение подвижных игр, прогулки);
- Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.);
- использование развивающих форм оздоровительной работы (Уроки здоровья, Минутки здоровья, беседы, лекции, познавательные часы, недели здоровья) и др.
- психологические тренинги, индивидуальные и групповые коррекционно-психологические и консультативно-просветительские мероприятия.
Волонтерская деятельность
Участниками волонтерской деятельности являются граждане и юридические лица, осуществляющие волонтерскую деятельность (далее - волонтеры), а также несовершеннолетние и члены их семей, в интересах которых осуществляется волонтерская деятельность (далее – получатели социальных услуг).
Волонтерами (добровольцами) являются физические или юридические лица, которые вносят свой вклад в развитие волонтерства, осуществляют благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах получателя социальных услуг.
Основными направлениями волонтерской деятельности являются:
- участие волонтеров в социальных акциях, реализуемых в приюте;
- помощь в организации и проведении различных форм мероприятий для несовершеннолетних;
Цель волонтерской деятельности - оказание социальной поддержки несовершеннолетним и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении .
Задачами волонтерской деятельности являются:
- выявление несовершеннолетних, нуждающихся в социальной поддержке;
- содействие в проведении социально-значимых мероприятий;
- приобретение волонтерами новых знаний и навыков, способствующих всестороннему развитию личности, воспитанию патриотизма, улучшению духовного состояния подрастающего поколения.