Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта



Рабочая программа

«Выбор»

Пояснительная записка.

Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.

Социальные факторы по-прежнему остаются одними из основных причин формирования противоправного поведения у подростков. Это: семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей. Семья должна стать активно действующим элементом системы профилактики правонарушений среди подростков. Активная работа в области правового воспитания, пропаганде здорового образа жизни, преодоления всех типов зависимостей и социальной некомпетентности, социализация подростков должна стать главной задачей .

         Рабочая программа социально – правового воспитания разработана   в соответствии с нормативно - правовыми документами:

- Конституция Российской Федерации;

- Конвенция ООН о правах ребёнка;

- Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Семейный кодекс РФ

- Уголовный кодекс РФ

- Устав ГБУСО «Социальный приют для детей и подростков г. Новозыбкова»;

- «Права и обязанности социального педагога».

Актуальность проблемы:

         Залогом успешного существования и развития любого государства являются обеспечение безопасности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка. Знание несовершеннолетними своих прав, обязанностей и меры ответственности за свои действия поможет избежать или снизить степень опасности ситуаций, в которых они оказываются. 

     Основным контингентом приюта являются дети, которые наиболее чаще подвергаются испытаниям со стороны близких родственников, окружающей среды, поэтому одним из приоритетных направлений социальной реабилитации является повышение правовой грамотности несовершеннолетних из семей, нуждающихся в поддержке государства.

Новизна  данной программы социально - правового  воспитания  в том, что это  не только  усвоение знаний, умений и навыков воспитанниками приюта, но и как процесс развития личности, обретения социального опыта через деятельность, позволяющий применять полученные знания на практике в нестандартных ситуациях.

 

 

 Цели и задачи программы:

        Формирование правового сознания, правой культуры воспитанников приюта, создание условий для формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья; подготовка несовершеннолетних к самостоятельной жизни, социализация детей к жизни в обществе.

Задачи Программы

- формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность,

- воспитание правосознания подростков,

- формирование у детей убеждения, что обладание правами и свободами неразрывно связано с ответственностью человека за свои поступки.

​-  формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям,

- приобретение жизненно важных знаний, навыков и умений, необходимых в
самостоятельной жизни (социально – бытовые навыки и умения, навыки и умения
здорового образа жизни);

- формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества);

- формирование у несовершеннолетней способности самостоятельно мыслить, принимать решение; - воспитание потребности в здоровом образе жизни.

 

Организация образовательного процесса

Продолжительность одного занятия составляет 20 – 30 минут.
Следует отметить, что численный состав детей может быть непостоянным, так как
продолжительность пребывания несовершеннолетних в социальном приюте может быть, как меньше шести месяцев, так и больше указанного срока.
Форма проведения занятий жестко не закреплена. Это может быть и беседа, рассказ, инструктаж, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы, тесты и 
практические занятия, экскурсии и т.д.).
Этапы занятия: мотивация детей, изучение нового материала, его закрепление,
проверка знаний и умений несовершеннолетних.

Порядок прохождения тем в течение11 месяцев жестко не фиксирован, однако к концу данного периода все темы, предусмотренные программой должны быть отработаны. По мере возникновения непредвиденных ситуаций можно проводить дополнительные консультации как индивидуально, так и по подгруппам.

 

Условия реализации методической разработки:

- реализация методической разработки предполагает цикл групповых занятий посредством бесед, анкетирования, просмотра тематического материала, лекций с элементами беседы, работы с раздаточным материалом;

Программа ориентирована на учащихся 11 – 16 лет

- длительность одного занятия 20-30 мин;

- занятие проводится 1 раза в 2 недели;

Место проведения занятий: ГБУСО «Социальный приют для детей и подростков г. Новозыбкова»

- необходимое оборудование: компьютер, бланки, методические материалы, тетради, ручки, карандаши.
Кадровое обеспечение: социальный педагог.
 

Содержание программы

Социально-правовое просвещение в рамках реализации программы  включает в себя следующие направления.

1. Организационное направление (разработка социальных, воспитательных технологий, методов; отбор познавательного материала, способствующего формированию законопослушного поведения воспитанников социального приюта).

2. Социально-педагогическое направление (реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных воспитанникам приюта)

3. Мониторинг (с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в воспитании и личностном развитии ребенка).

 

Общеметодические принципы, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий:

Принцип сознательности и активности — нацеливает на формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности.

Принцип активности — предполагает  высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип наглядности — обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

Большое внимание уделяется принципу  всестороннего и гармонического развития личности.

   Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.).

    Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать воспитанников применять свои знания  на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

 

Правила вокруг нас

Зачем нужны правила? Правила, которые нас окружают. Правила дома, правила в ,приюте Выполнение режима дня..

Мои права

Право на образование. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Право детей на жизнь в семье. Права и обязанности членов семьи. Право ребенка на защиту от жестокого обращения

Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка

Российская федерация

Государство. Гражданство. Федеральные органы власти. Памятка для учащихся: «Куда обратится, если мои права нарушены…»

Телефон доверия.

Что такое закон и для чего он нужен

Отличие законов от правил. Как создаются законы в нашей стране. Законы о защите прав ребенка. Создание законов (на примере закона выдуманного государства)

Способы разрешения конфликтов

Что такое конфликт и почему он возникает? Способы выхода из конфликта. Неписаные правила во взаимоотношениях людей. Учимся договариваться: разработка правил неконфликтного поведения (на примере своего класса)

Право и свобода

Что такое свобода? Свободы ребенка, закрепленные в Конвенции о защите прав ребенка. Свобода мысли, совести и религии Право ребенка на свободное выражение своих взглядов и мнений

Право и здоровье

Куда можно обратиться в трудной жизненной ситуации. Здоровый образ жизни. Полезный досуг. Вредные привычки и как им противостоять. Что говорит о вредных привычках закон?

Нарушения закона

Государство на страже закона (правоохранительные органы). Кто  может нарушить закон? Правонарушения подростков и их возможные последствия. Встреча с представителями правоохранительных органов. Памятка «Как не стать соучастником преступления?».

Мои первые документы

Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина РФ. Другие важные документы в жизни человека. Как поступить в случае потери (утраты) документов?

Как не стать жертвой преступлени

Преступления против личности и собственности. Подозрительные ситуации.

Преступление и наказание.

Обязанности граждан РФ. Ответственность несовершеннолетних.

 

 

Формы работы

В программу входит теоретический и практический (коррекционно-игровые, тренинговые занятия и проблемно-жизненные ситуации) материалы. Занятия проводятся преимущественно в сюжетно-игровой форме, так как это обеспечивает попутно и развитие таких психических процессов как память, внимание, мышление и воображение, коррекцию эмоционально-волевой сферы, а кроме того, способствует эффективному сотрудничеству в группе обучающихся по программе воспитанников. Но применяются и такие формы работы как лекции, тематические беседы, просмотр кинофильмов, экскурсии, викторины, конкурсы.

В проведении занятий важно соблюдать принципы доступности, наглядности, системности, последовательности, сотрудничества и рефлексии.

Структура занятий

Общая структура проведения занятий выглядит следующим образом.

1. Моделирование.

2. Закрепление

3. Обратная связь.

4. Позитивная коррекция.

5. Обобщение.

Данная структура может корректироваться в зависимости от состава группы, занимающихся по программе воспитанников, и в соответствии с конкретными социально-правовыми запросами воспитанников.

 

 

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы включает три этапа:

1.                 Констатирующий.

2.                 Формирующий.

3.                 Итоговый.

Изучение состояния и перспектив формирования уровня правовых знаний на констатирующем этапе предполагает определение уровня данного вида компетентности. Здесь применимы такие методы, как анкетирование и беседы с воспитанниками в области его правовых знаний и представлений о нормах поведения в обществе (Приложение 1).

Итоговая же диагностика показывает динамику сформированности теоретических знаний и практических умений в области правоприменения.

 

Ожидаемые результаты: более высокий уровень социальной ориентации
несовершеннолетних, сформированность у них социальной компетентности при
подготовке к самостоятельной жизни.

Предполагается, что методическая разработка позволит:

-снизить потребность несовершеннолетнего в самоутверждении посредством

демонстративного отклоняющегося поведения;

-сформировать потребность к планированию своего поведения в конфликтных ситуациях;

-повысить правовую грамотность и ответственность за свое поведение;
-сформировать ценности, направленные на здоровый образ жизни;

-развить навыки адекватного взаимодействия с окружающими;

-обучить навыкам адекватного реагирования в конфликтных ситуациях.

 

Трудности и риски реализации методической разработки:

сложность материала;

неготовность группы воспринимать информацию;

-психо-физические особенности несовершеннолетних;